3 июня 2011 г.

Интервью с интересными людьми: Александр Орлов. Часть первая.

Вопросы к интервью подготовили и обработали Ольга Черепанова и Юлия Баленко, компания VIAcode.

В конце апреля в одном приятном кафе мы встретились с Александром Орловым, известным  тренером и консультантом в области IT, чтобы за чашечкой кофе задать ему  интересующие нас вопросы.
Интервью получилось очень интересным и объемным, поэтому выкладываем его в двух частях.
Кто такой Александр Орлов - для тех, кто «в танке» :) - вкратце можно посмотреть здесь.

Итак, мы начинаем….

Ольга: - Александр, здравствуйте! Прежде чем организовать интервью, мы подробно изучили информацию о вас, и везде о вас потрясающие отзывы как о тренере, докладчике, менеджере. При этом, вы начинали с позиции тестировщика, т.е. вы такой разносторонний человек. :)
Нас сразу же заинтересовало - кем такой человек, как вы, хотел стать в детстве? Ведь не тестировщиком же?

Александр: - Добрый день, Ольга и Юля. Спасибо, что вы меня пригласили. Каждый раз, когда меня приглашают на интервью, я себя начинаю ощущать на полметра выше.
Так вот, про детство..… На самом деле, были какие-то стандартные по началу мысли, потом семейная легенда утверждает, что я в какой-то момент захотел стать, как дедушка, инвалидом. Потому что дедушка был инвалид войны, его везде пускали без очереди, мне эта тема очень нравилась, и я начал мечтать – быть, как дедушка, инвалидом войны.
Потом я начал читать всякую литературу - «Три мушкетера», книжки Рафаэля Сабатини, и, естественно,  хотел быть героями, да там, капитаном Бладом например.
Потом я очень сильно увлекся детективами, всю Агату Кристи прочитал. Причем все мои сверстники увлекались фантастикой, а я увлекся детективами. И мне всегда хотелось быть сыщиком, что-то такое распутывать. Как я потом анализировал, мне показалось, что именно поэтому я ушел в тестирование. Потому что тестирование, на мой взгляд, очень детективная деятельность. Я даже пост про это написал ["Хорошие тестеры любят детективы" прим. ред.]. Случается дефект или баг, и ты не знаешь, в чем причина, есть только симптом. Лежит труп -  симптом, тебе надо понять, почему человек умер, кто виноват, кто убийца, ты все это расследуешь, находишь, потом оформляешь где-нибудь баг репорт.

Юлия: – Здорово! Тестировщик - это действительно своеобразный детектив!

Александр: - Да вот такие параллели. Поэтому в детстве эволюция была такая – инвалид, герой, детектив (Смех интервьюеров :) ).

Юлия: - А где проходило ваше детство и юность?

Александр: - Я родился в Ленинграде. До 1997 года я жил на ул. Зверинская, Петроградской Стороне, и, собственно, там и прошло мое детство. Школа у меня была на ул. Введенской, институт у меня был ЛИТМО, который находился  на ул. Саблинской, поэтому  у меня все было очень хорошо. В институте вообще все было удобно, потому что дом был рядом и, естественно, все отмечания, также подготовка к лекциям, происходила именно на этой квартире.

Ольга:  - Вы жили в центре, наверное, традиционные ленинградские парки с каруселями были вашим вторым домом.

Александр: - Луна-парк … луна-парк обязательно. Надо было пешком идти минут 7, наверное, до него. А так, мои все развлечения были связаны, собственно, с Петроградской стороной. То есть это был зоопарк – наша ул. Зверинская упиралась как раз в старый вход в зоопарк, и, выйдя из дома, я через 2 минуты мог оказаться в зоопарке. Каждую неделю ходил в артиллерийский музей. Еще мы часто с семьей гуляли по Петропавловке.

Ольга: - Когда я провожу интервью с кандидатами в нашей компании -  я часто задаю вопрос о любимых книгах, этот же вопрос хочу задать и вам,  есть такая книга у вас?

Александр: - Честно признаться, нет. Были книги, которые я пару раз, может, перечитывал. Вообще…  я задумался, когда готовился к интервью, наверное, такая  книжка ровно одна, это -  «Приключения майора Звягина» Веллера. Майор Звягин – супер-герой, с другой строны - этакий консультант-тренер. Он берет и другим людям существенно улучшает их жизнь, подпинывает «давай-давай, ты можешь больше», кого-то от рака излечивает, кого-то еще от чего-то, очень интересно.

Юлия: - А классику есть желание перечитывать?

Александр: - Перечитывать – нет. Классику есть желание читать, потому что я ее в школе не читал (Смех Александра).
Серьезно, я для себя уже после школы, после института, открыл Достоевского, причем как открыл. Я был в командировке в Штатах, три с половиной месяца, делать нечего, работа налажена. И я увлекался карточными играми, карточными манипуляциями, фокусами, шулерскими приемами – это хобби. Я на каком-то сайте наткнулся на повесть «Игрок» Достоевского, я ее скачал, и за тот же день ее прочитал. Меня очень впечатлило. Я начал смотреть, что еще есть у этого автора и прочитал «Идиота», «Бесов». Федор Михайлович, мне кажется, Акунин того времени. Потом я открыл Гоголя для себя. Гоголь очень смешной писатель, конечно. Потом Чехова уже почитал. Мне очень нравится.

Юлия: -  То есть классика вас догнала?

Александр: - Или я ее догнал. Кто-то кого-то догнал. Мне кажется, в школе их насильно пихают, может быть, зря. А когда начинаешь по собственному желанию читать – потрясающий язык, очень смешные, конечно. Пушкина не перечитывал, честно признаюсь. И не тянет пока.

Юлия: - Максим Горький  сказал, что он «всему хорошему во мне я обязан книгам».  А чему обязаны вы? То, что есть в вас хорошее, то какой сейчас Александр Орлов - это благодаря чему?

Александр: - Чему я обязан? Мне кажется, что многим я обязан родителям, особенно дедушке. Потому что дедушка был очень спокойный, спокойно на все реагировал. Мне кажется, что многие свои менеджерские качества перенял от него. Он никогда ни на кого не повышал голоса, он никогда не ругался с бабушкой, с юмором все воспринимал. Мы с ним могли пойти, в тайне от бабушки, купить какие-нибудь роликовые коньки.  Приходили, бабушка очень возмущалась, он как-то отшучивался. Вообще, на меня он тратил очень много времени. Человек был без высшего образования, он был мастером на заводе всю жизнь, но с ним было очень интересно общаться.  Он писал стихи. Такой очень интересный человек.
А так еще, книги. Есть ряд книг, которые, как мне кажется, довольно сильно  меня изменили. Особенно это из последних лет, когда я работал наемным менеджером, потом перешел  в свой бизнес, очень интересное приключение, и оно произошло после прочтения нескольких книг.

Ольга: - Каких книг?

Александр: - Они такие общеизвестные. Это Роберт Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», Бодо Шефер «Путь к финансовой свободе». Причем потом я узнал, что Бодо Шефер, в частности, черпал свое вдохновение у других авторов. То есть вещи, которые он пишет, писал Наполеон Хилл, Самуэль Клейтон. Но поскольку я его первым прочел, то я ему очень благодарен.
Последней была книжка Владимира Тарасова «Технология жизни: Книга для героев». На основе китайских каких-то притч. Тарасов очень интересный человек, он в 84-м году основал первую школу бизнеса в СССР -  Таллинскую школу бизнеса.  ["Таллиннскую школу менеджеров" прим. ред.]. У него изданы книги на английском языке, в том числе «Искусство управленческих воин» [«Искусство управленческой борьбы» прим. ред.]. Проводит тренинги у нас, сам живет в Соединенных  Штатах. Книжка «Технология жизни: Книга для героев» как-то хорошо так легла, я многое переосмыслил, и вот, я думаю, что буду ее перечитывать.

Ольга: - Спасибо за рекомендации книг! Вот интересно, ведь многие люди читают нужные книги, посещают тренинги, но используют полученные знания – единицы. Почему так происходит? Как полученные знания претворить в жизнь?

Александр: - Вообще, на самом деле, эффект любого тренинга во многом зависит от личности самого тренера. Причём от его опыта, его методических наработок, как он методически строит материал. Потому что после хорошего тренинга люди уже должны чему-то научиться в принципе, прямо на тренинге. Если есть какие-то практические упражнения, они уже должны что-то попробовать отработать. Методически материал должен быть выстроен, человек должен читать это все, на мой взгляд, ярко, зажигательно. Есть люди действительно интересные, классные такие, которые влияют на людей. А есть те, которые приходят и монотонно  что-то бубнят.  Это не люди плохие, просто они не умеют. Эффект от такого тренинга ужасен. Может, половина людей просто уйдет с тренинга в середине. Даже если материал ценный, но подача его нивелирует. Это первый момент.
Второй момент, это то, что есть такой эффект, мы про него в конце каждого тренинга  рассказываем. Мы его называем «ложбинка обучения».  Непосредственно после тренинга у каждого слушателя наблюдается то, что я называю, «припадок энтузиазма».  Он такой выходит на эйфории. И где-то день на второй, у всех по-разному,  энтузиазм приспадает. И в этот момент появляются мысли, тренинг это все хорошо, тренер тоже был неплохой, но тут работа, коллеги прибежали со своими задачами, начальник что-то просит.  И возникает большое желание сказать, ну я вот там отложу, потом посмотрю. И человек откладывает. Потом его затягивает его рутина, и он уже к материалу не возвращается. Это еще называется «правило 72 часов» - если в течение этих 72 часов после тренинга слушатель  ничего не сделал, скорее всего, тренинг прошел бесполезно. 
Поэтому мы в конце каждого тренинга  предупреждаем об этом эффекте, и каждого просим сделать что: в том плане, который они себе выписали, в плане действий на тренинге, сделать что-нибудь в течение первых двух дней. Написали «Купить такую-то книжку», идите прямо сейчас на Озоне и закажите. Что дальше произойдет, вы поставите плюсик напротив записанного пункта. Когда ты ставишь себе плюсик, ты чувствуешь себя молодцом. Потому что ты не просто сходил, послушал, провел 2 дня, но ты что-то реально сделал, реально изменил. Когда ты чувствуешь себя молодцом, энтузиазм возрастает, хочется сделать что-то еще.

Юлия: - Да, но как себя заставить?

Александр: - В самом начале тренингов мы обычно предупреждаем, что коллеги, ваша задача здесь, не просто потренироваться, а выписать себе план изменений. Мы обычно предлагаем такую дополнительную мотивацию слушателям -  после окончания тренинга в течение месяца просим от каждого прислать  нам отчет, что они в своей жизни изменили по результатам тренинга -  в свободной форме, любого объема. За это кстати мы высылаем сертификаты, просто так не выдаем сертификатов.  И плюс приглашаем людей в закрытую группу, там есть дополнительный материал, мы иногда закрытые вебинары проводим в этой группе.  Сейчас там около 250 человек.

Юлия: - Действительно хорошая мотивация!

Комментариев нет:

Отправить комментарий