4 октября 2011 г.

VIAcode в лицах. Максим Менжунов.

Наш Блог начинает новый проект - VIAcode в лицах. В его рамках мы будем публиковать интервью с самыми яркими представителями нашего семейства VIAcode. Любопытно же - с кем ты работаешь бок о бок.
В обычной жизни не всегда точно знаешь мнение коллеги по тому или иному поводу, а о некоторых вещах можно только догадываться.
Мы решили снять завесу и теперь напрямую задаем вопросы тем, кто нас давно интересовал.

Первым претендентом был выбран, пожалуй, самый необычный и экстравагантный QA менеджер Петербурга и Всея Руси - Максим Менжунов.

Максим показал себя как очень убедительный собеседник, который не только ловко орудует словами, но и взвешенно отвечает на порой очень острые вопросы.



Итак, приготовьтесь, мы взлетаем!

Корреспондент (К): Добрый день, Максим. Мы очень рады, что ты согласился ответить на наши вопросы. Читателям блога интересно узнать, о тебе из первых рук. Пожалуй, начнём. Компания существует в Петербурге 9 лет. Сколько времени ты уже здесь?
Максим (М): Добрый день. Я работаю в ней с февраля 2003 года, соответственно, это где-то 8 с половиной лет.

К: Можем ли мы говорить, что ты развиваешься вместе с компанией?
М: Да, я думаю, что, придя в эту компанию, мы вместе с ней развивались. Я принимал участие и в развитии себя и в развитии компании в рамках
QA.

К: Расскажи тогда как ты сюда попал? На какой должности работал?
М: Получилось это так: предыдущая компания распалась, я поискал по рынку и вышел на тот момент на неизвестную ещё компанию AVICODE. Пообщался с Димой Петровым. Позиция предполагала, что я буду единственным QA инженером, но все же мне предстояло на своих плечах двигать все процессы с нуля и, естественно, подразумевала под собой большую ответственность за будущее компании. Меня данная позиция заинтересовала в большей степени чем какие-то другие варианты, ну и, конечно, очаровал Дима Петров с его замечательной харизмой. Я еще тогда подумал, что с этим человеком мы далеко пойдём.

К: И что потом? Как ты понял, что твоё карьерное развитие началось и ты неуклонно движешься в сторону менеджера.
М: Естественно, мои желания часто опережали возможности компании. Мне всегда хотелось добиваться чего-то быстрее. Но порядка 3 лет первоначально я работал одним тестировщиком на 10-12 человек на проекте, и считалось, что одного Максима достаточно. Вскоре количество задач возросло и мне хотелось получить кого-нибудь в помощники, с кем мы могли бы развивать тестирование в AVICODE. И такая возможность мне наконец-то предоставилась и мы взяли Андрея Акулова, потом Таню Саввину, Тимура Юлдашева (заметьте, с этими людьми мы до сих пор работаем вместе). Я стал тогда небольшим лидом. И пошло-поехало.

К: Сложно было ждать?
М: Да, ждать было сложно. Я уверен, что многие ребята, которые работают у нас, точно также ждут каких-то перспектив, когда перед ними откроются двери в светлое будущее. Хочу им сказать, что если стремиться, стараться, добиваться, то всё оно будет, всё придёт.

К: Если бы у тебя была возможность, изменил ли бы ты что-нибудь в своём прошлом на этом пути?
М: Наверное, нет, я считаю, что все мои прожитые годы были прожиты достаточно правильно.

К: Что или кто помог тебе в твоём развитии?
М: Самообразование, самообразование и ещё раз самообразование было всегда. Я много работал для того, чтобы стать тем же лидом и получить официальную приставку. Долгое время я исполнял обязанности лида, оставаясь формально простым инженером. Чтобы добиться официального признания, я ходил на курсы, занимался самообучением, брал на себя и выполнял дополнительные обязанности и прочее прочее. Я заметил, прочитав своё резюме, что буквально каждый год у меня была хорошая традиция посещать какие-нибудь тренинги по тестированию и лидерству. Плюс, тогда ещё наша профессия тестировщика была не особо сильно развита, и знания приходилось вырывать из всевозможных источников.

К: Команда, которую удалось собрать тебе, выглядит очень профессиональной. Как? Как тебе это удалось?
М: Наверно, это необходимо сопрячь с тем вопросом, который был ранее, о коллегах и самообразовании, и хотелось бы отметить такого человека как Дима Петров, который, не то чтобы проводил со мной какие-то тренинги, но был прекрасным образцом для подражания, я часто наблюдаю за его действиями. В моём понимании, Дима всегда был замечательным менеджером. Он поступал всегда не то чтобы по книжкам, но всегда по здравому смыслу. Он старался набирать похожих людей, и, наверное, я таким образом следовал его “заветам”. И поэтому получилось так, что вся наша команда - как команда QA, так и команда девелопмента, состоит не только из профессионалов, но и просто из замечательных людей. Хотел бы заметить, что больше половины сотрудников работает в QA команде от 3 до 6 лет.

К: Внутри команды ходит слух, что набор в команду тестирования очень жёсткий, жестче даже чем отбор в команду программистов. Чем это обусловлено?
М: Я не могу однозначно ответить на вопрос, потому что я не постоянно принимаю участие в найме разработчиков.

К: Не секрет, что количество девушек в команде тестирования очень велико, 50 на 50, если мне не изменяет память. Связано ли это с тем, что девушки лучше разбираются в тестировании?
М: Я стараюсь поддерживать паритет между мужчинами и женщинами, у них просто разные взгляды, соответственно, если девушки могут делать спокойно какую-то монотонную работу, которую нужно делать долгое время, то мужчины больше склонны делать общее овервью, больше разбираться в технических деталях. Естественное, это индивидуально для каждого, но я считаю, что количество должно быть приблизительно одинаковым. Таким образом, команда становится более сбалансированной и можно более гибко использовать её для разных задач. Я не хотел бы, чтоб у нас к какому-то времени стали или- только мальчики или только девочки, думаю что, как и раньше у нас был паритет 50 на 50, так он и будет поддерживаться.

К: Полезный вопрос для тех, кто захочет присоединиться к нам. Какие главные критерии отбора в команду?
М: Хороший вопрос. Я думаю что вряд ли смогу однозначно ответить, но то что мне приходит в голову прямо сейчас, - нам нужны сообразительные, позитивные люди, которые в перспективе могут быстро расти.

К: Мы знаем тебя как отличного менеджера. Это врождённый твой дар или результат кропотливой работы?
М: Наверное, здесь имеет место и то другое: и какие-то врождённые коммуникативные навыки, и кропотливая работа над собой. Когда я пришёл учиться на программиста и, посмотрев на своих коллег, я понял, что есть люди, которые действительно намного лучше меня разбираются в программировании. Но эти замечательные люди испытывают сложности в коммуникациях с внешним миром, не умеют продвигать свои идеи, не могут «продавать» свои результаты. Я осознал, что мне надо им помогать, и я могу просто стать их менеджером. Здесь всё же помогло что-то врождённое - помогать людям общаться, но, как и многие менеджеры, я понимаю, что я далёк от идеала, чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что я ничего не знаю. Стараюсь работать над собой, занимаюсь над самопланированием, достижением целей, самомотивацией - это тоже очень тяжёлый труд и заниматься им приходится постоянно.

К: Ты начал говорить про разработчиков. И тебе, как менеджеру, часто приходится с ними контактировать. Они ведь совсем другие люди, нежели тестировщики. Возникают ли у тебя конфликты, недопонимания в коммуникации с ними? Каким образом ты их решаешь?
М: Не буду претендовать на объективность, но мне кажется, что наша команда девелопмента меня уважает, но не особо любит. Связано это видимо с тем, что я пытаюсь защищать интересы всей нашей команды, действуя при этом иногда слишком прямо. Понимаю, что в некоторых случаях я мог бы решить проблему и помягче и попроще, но уж есть у меня такая деспотичная черта, я это признаю и над этим работаю. Но как показывает практика, со многими разработчиками мы в достаточно хороших контактах, постоянно общаемся, они всегда заходят обсудить насущные проблемы. По моему мнению, да и не только моему, все проблемы из-за недостатка общения. Когда мы найдём хороший формат общения, станем меньше боятся коллег и больше друг друга уважать, мы сразу избавимся от большего количества недоразумений.

К: Ты можешь сказать, что больше всего мотивирует и заводит тебя в проекте, над которым ты работаешь?
М: Деньги, деньги и только деньги। Аха-ха-ха-ха!!! Хотя на самом деле всё иначе. Меня мотивирует возможность общения с людьми, возможность помогать им развиваться. Я вижу роль менеджера у себя в команде следующим образом: это не надсмотрщик, который заставляет людей делать какие-то задачи, а человек, который помогает людям развиваться и строить их дальнейшую карьеру, именно это меня больше всего и мотивирует. В большинстве случаев даже не столько обратная связь от заказчика, сколько развитие каждого человека в нашей команде, и это действительно реально прёт. Иногда мои действия кому-то могут показаться непонятными, но я стараюсь всегда слушать людей, их желания, стремления и стараться, чтобы они совпадали с проектными возможностями, чтобы у людей была возможность их реализовывать. Иногда подталкиваю людей путём перемены типов, сложности задач и или чего-нибудь, для того, чтобы они развивали свои лучшие качества.

К: Давай поговорим о тим-билдингах. Ты часто берёшь на себя организовывать тим-билдинги внутри проекта, например релиз-пати. Тебе нравится этим заниматься?
М: Так как я чувствую, что я по натуре менеджер, мне нравиться заниматься организационной деятельностью. Безусловно я могу всё это делать, и я раньше делал это достаточно часто, но сейчас я обычно отхожу от этого и предлагаю команде поучаствовать самой. Мне хотелось бы, чтобы люди сами брали ответственность, я не хочу быть менеджером везде, я хочу дать возможность проявиться другим людям, чтоб они попробовали это. Организация – это, по сути, тоже какой-то маленький менеджмент, это те же самые проектные задачи: спланировать, договориться, скоординировать, проверить, проанализировать всё ли было нормально. И мне хочется, чтобы у людей возникало желание самореализовываться и показывать свои возможности в этом.

К: Какой тим-билдинг оставил у тебя самые сильные воспоминания?
М: За долгие годы работы было очень много тим-билдингов и выделить какой-то конкретный достаточно сложно, все они уникальны по своему. Как обычно проходят тим-билдинги? Есть всегда группа людей, с которой ты общаешься большую часть вечера и я не могу сказать, что общения с кем-то для меня было важнее, чем было общение с кем-то другим на прошлом релиз-пати, я не могу выделить что-то одно. На каждом релиз-пати я стараюсь в неформальной обстановке услышать их взгляды, их чувства, их проблемы, не обязательно о работе. Потом это переваривается во мне и выливается в какие-то решения. Ну и всегда вспоминаются последние пати, когда мы идём все вместе и тусим до самого позднего, с танцами, гулянками и безудержным весельем.

К: Максим, месяца полтора назад был всплеск гонений на тестировщиков в русской блогосфере. Достаточно взглянуть на опрос, проведенный Панкратовым и Орловым: "Чего не хватает тестировщикам ПО?". И оказывается, что не хватает "Понимания целей и задач процесса тестирования". Понятно, что понимания целей менеджмента - не хватает менеджерам, целей разработки – разработчикам, и что вообще это такой лёгкий троллинг. Но тем не менее, на твой взгляд, чего не хватает тестировщикам ПО и что же им мешает?
М: Если мы в тех опросах заменим слово "тестирование" на слово "разработка", мы получим все те же самые ответы, так что я скептически отношусь к данного рода опроса. Все мы работаем как одна команда над одним продуктом. Безусловно, иногда возникают какие-то косяки и у той и у той стороны. Наша задача - выявить эти закономерности и по возможности их исправить, вот и всё. А чего же не хватает реально тестировщикам? Это слишком общий вопрос, такой же как и "Чего не хватает людям для счастья?". Для каждого человека это что-то своё, в зависимости от того, что за человек, какая у него роль, какие у него задачи – всё это очень индивидуально.

К: Представь, наш директор дал тебе пусть 100 000 000 000 рублей, которые ты можешь потратить внутри команды. Как ты ими распорядишься?
М: Почти сто тысяч мильёнов, ого. Но не в деньгах счастье же! Я бы постарался осчастливить команду полетом в космос, на луну и или ещё куда-нибудь. На самом бы деле потратился бы на незабываемую поездку всей командой. Деньги приходят и уходят, а впечатления остаются, тем более, когда они связаны с теми людьми, с которыми ты рядом бок о бок делал тот самый проект.

К: Спасибо тебе за ответы. Ну и давай последний вопрос: Что ты пожелаешь нашим читателям?
М: Позитивнее относится к жизни, больше улыбаться, и всё будет хорошо.

5 комментариев:

  1. Хорошее интервью, к себе в блог утянуть можно?:)

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно, Сереж, думаю, ребята не против будут :)

    ОтветитьУдалить
  3. Кто будет следующим?
    И когда, когда ждать новое интервью?!:)

    ОтветитьУдалить
  4. Не понял почему менеджер QA занимается управлением разработчиками. Или это опечатка?

    ОтветитьУдалить
  5. А где говорится про управление разработчиками?
    Найм и контактирование != управление.

    ОтветитьУдалить